На главную Назад Вверх
Категории Вперед

Как создавался и как снимали фильм Аватар. Секреты кино

Новомодное «3d» стало своеобразной «движущей силой», с помощью которой киностудии совместно с владельцами кинотеатров полагаются поднять интерес зрителей к просмотру кинофильмов на большом экране, вдохнуть в кинематограф «вторую жизнь». С каждым днем в новостях объявляется все большее число картин, которые планируется снимать в трехмерном формате. В дело идут и классические киноленты с мультфильмами, которым придают «глубину» с целью повторного их выпуска в кинопрокат.

Летящие в людей предметы, погони и полеты — большая часть трехмерных кинофильмов предлагает зрителю развлечение, сравнимое с аттракционом в каком-нибудь тематическом парке отдыха. Однако кино — ведь не только лишь красивая картинка. Заставить 3d трудиться на благо кинофильма — погрузить зрителя в созданный режиссером и съемочной командой мир, а после вынудить его поверить в происходящие на экране, позабыть о пребывании в кресле кинотеатра — до недавних пор подобное не удавалось почти ни одному именитому и так себе кинорежиссеру. «Аватар» Джеймса Кэмерона смог изменить представление человека о фильме, вдохнул «струю свежего воздуха» в жизнь настолько популярного, однако порядком застоявшегося искусства. Недаром по степени влияния на кинематограф заграничные критики приравнивают эту картину к появлению цветного кино.

Рождение мечты

В 2009 г. истории «Аватара» исполнилось 15 лет. Непосредственно столько времени прошло с того момента, как Кэмерон закончил написание оригинального 114-страничного сценария для собственного будущего кинофильма, идея которого, по заверениям максимально Джеймса, витала у него в уме еще с юношеских лет. В качестве основы для будущей ленты кинорежиссер воспользовался немедленно несколькими источниками: реальной историей об индейской принцессе Покахонтас (и одноименным мультфильмом студии Disney), классическим циклом книг о Джоне Картере Эдгара Райса Берроуза, и фильмом «Танцы с волками» Кевина Костнера. По задумке Кэмерона ожидалось, что в «Аватаре», вместо настоящих киноактеров, роли будут сниматься сгенерированные с помощью трехмерной графики персонажи. Работу над созданием визуальных эффектов к 100-миллионной киноленте он планировал отдать своей студии Digital Domain, которая обязана была получить необходимый для этого опыт в ходе работы над «Титаником». Хотя, кинорежиссеру пришлось отложить воплощение собственной мечты на неопределенное время, т.к. лента о потерпевшем крушение лайнере, хоть и заработала Оскар за лучшие визуальные эффекты, показала несовершенство технологий того времени, которые попросту не позволили бы мэтру воплотить задуманное на экране.

I-я официальная фотография, появившаяся в сети ровно г. назад — 23 дек..

С самого начала Кэмерон не собирался давать себе время для отдыха: тут же после завершения работ над «Титаником» он планировал перенести на огромной экран комикс «Человек паук». Сценарий для будущей киноленты был написан режиссером еще в ходе работы над «Терминатором 2″ для студии Carolco. Однако после банкротства корпорации права на все сценарии вначале перешли к Metro-Goldwyn-Mayer, а после к Columbia Pictures. Sony наняла для написания сценария «Человека паука» иного сценариста, который с самого начала взял сценарий Кэмерона за основу (хотя, позднее серьезно переработав его). Режиссерское кресло создателю «Титаника», к несчастью, не досталось.

После неудачи с «Человеком пауком» Кэмерон взялся за фантастический кинофильм о первом полете человека на Марс. С этой целью он даже приезжал в Россию, где посетил ракетно-космическую корпорацию «Энергия». В тесном сотрудничестве с учеными различных стран был разработан весьма настоящий план пилотируемого полета, который, при удачном стечении обстоятельств, мог бы быть воплощен в жизнь на протяжении 15 дальнейших лет. Стадия подготовки ленты подходила к концу, однако до киносъемок дело не дошло: кассовый провал кинофильмов «Миссия на Марс» и «Багровая планета», схожих с новой работой кинорежиссера тематически, заставили его свернуть работу.

I кадр из «Аватара» — август 2009 г..

Итак, едем дальше, как снимали аватар ?

Решив отдохнуть от «полного м», Кэмерон взялся за документальное кино. Из-под его пера вышли 3 кинофильма: «Экспедиция Джеймса Кэмерона: «Бисмарк», «Призраки пропасти» (в коем Кэмерон вернулся к теме Титаника) и «Чужие из пропасти». Последние 2 картины были сняты для демонстрации в кинотеатрах IMAX 3d, так что уже в то время кинорежиссер начал налаживать контакты с руководством IMAX Corporation.
В 2004 г. Кэмерон принял солюшен вернуться из «долгосрочного отпуска», убедившись, что индустрия визуальных эффектов основательно «шагнула веред» за истекшее десятилетие, и что он снова сумеет воспользоваться ее услугами для вопрощения собственных грандиозных идей.

С самого начала следующей картиной Джеймса обязана была стать экранизация японской манги «Боевой ангел Аэлита», однако после детального анализа кинорежиссер отложил кинофильм «на будущее», взявшись за собственную старую мечту — «Аватар». По заверениям Кэмерона, опыт, полученный в процессе работ над этим фильмом, станет неоценимым при киносъемках «Боевого ангела», к которому он все еще собирается вернуться.

Мечта становится реальностью

Проведя разбор существующих технических решений, кинорежиссер нанял компанию-разработчика систем «захвата движений» (motion capture, mocap) Giant Studios. К тому же, Кэмерон пригласил к себе в команду профессионала по визуальным эффектам и mocap Роба Легато, с которым он уже работал над «Титаником». В дополнение к создании аппаратно-программных средств для создания визуальных эффектов, кинорежиссер организовал дизайнерский отдел, которому предстояла доселе невиданная задача — сотворить полностью новый мир в виде планеты Пандора, на которой развивается воздействие «Аватара».

Эскизы растений и животных

Все великолепие созданного на бумаге мира, однако, еще предстояло воссоздать в трехмерном виде. «И это, естественно, повлияло на наш процесс, — заявляет Леттери. — Нам пришлось целиком переработать набор инструментов студии, и процесс производства».

Итак, едем еще дальше, как снимали аватар ?

Раньше для того, чтоб заставить любое нарисованное на компьютере растение шевелиться, аниматор выполнял ручную покадровую анимацию. Однако для «Аватара» подобный подход был неприемлем, т.к. одних лишь растений насчитывалось приблизительно 500 штук. В результате WETA воспользовалась адаптированной для таких целей программой Massive, созданной разработчиками студии еще для «Властелина колец», и предназначающейся для создании и управления крупным количеством персонажей в сцене.

Для освещения трехмерных сцен WETA разработала специальное программное обеспечение, основанное на «сферических функциях» (spherical harmonics), которые широко применяются в графических движках для компьютерных игр. «Мы просчитываем сферические функции для каждого индивидуального растения, все углы освещения, и сохраняем эту геометрию, — объясняет супервайзер визуальных эффектов Эрик Саидон. — Это позволяет нам добавлять в сцену обычные источники света, и в то же время получать адекватные коэффициенты преграды (occlusion) от каждого элемента растительности. Растение, в собственную очередь, своими силами образует преграды для лучей света, используя собственные гармоники, оценивает, какой элемент(ы) оно преграждает по соседству, и сохраняет полученный результат. В результате мы можем осветить все джунгли лишь только одним источником света. Сложное же освещение удавалось сделать с помощью достаточно простой настройки. Без этой программы мы бы попросту не закончили фильм».

По заверениям Кэмерона, у WETA Digital наиболее производительная «ферма рендеринга» (render farm) в мире. Она работала почти безостановочно в течение 2-х лет, просчитывая любой кадр из более чем 1800 стереоскопических планов со спецэффектами. Хотя, даже с использованием человеческих (до 900 человек на заключительном этапе работы) и технических ресурсов, WETA не могла уложиться в сжатые сроки, отведенные ей на создание компьютерной графики. В результате создателям фильма пришлось подключать к работе дополнительные «резервы», которыми оказались ILM, Framestore и несколько иных студий поменьше.
Большая доля работы ILM заключалась в создании сцен с участием летательных аппаратов землян, и финальной битвы. Хотя, 2-м крупнейшим студиям визуальных эффектов несколько раз приходилось трудиться над одними и теми же эпизодами, время от времени создавая разные визуальные эффекты для одних и тех же кадров. К примеру, в сцене уничтожения гигантского дерева На’ви под названием Эйва крупную доля планов сделали эксперты WETA, при том, что ILM отвечала за все кадры, в которых камера была направлена на вертолеты.

Одним из новшеств, привнесенных студией Джорджа Лукаса в «Аватар», оказались целиком сгенерированные на компьютере взрывы. По заверениям Джона Кнолла, супервайзера визуальных эффектов ILM, раньше для того, чтоб снять масштабный взрыв, его вначале снимали вживую с применением пиротехники, а после дорабатывали на компьютере. Однако в случае с фильмом Кэмерона классический прием не подходил, т.к. не во всех случаях удовлетворял оригинальным задумкам режиссера. «В прошлом нам доводилось создавать целиком сгенерированные с помощью трехмерной графики взрывы, однако масштаб и уровень реализма «Аватара» требовал намного большего», — заявляет Кнолл.

К радости, у ILM в активе уже имелся немалый опыт по части симуляции жидкостей, приобретенный в ходе работы над фильмом «Посейдон» и трилогией «Пираты Карибского моря». Также, Кнолл знал, что форма и динамика движенья взрыва очень схожа с внешним видом и поведением воды. В результате, взяв за основу свой cms симуляции жидкостей и доработав его, экспертам ILM удалось сделать весь спектр взрывов: от простых газовых выбросов огнестрельного оружия и огненных выхлопов в итоге пуска ракет, до масштабных и весьма сложных огненных разрушений.

И вот, мы уже почти знаем как снимали аватар

Прорыв в III-е измерение
В первый раз Кэмерон познакомился с технологиями создания «трехмерных» кинофильмов в 1996 г. в ходе киносъемок короткометражного кинофильма «Терминатор 2 3d: Битва через время», предназначенного для демонстрации в парке аттракционов студии Universal.

В 2003 г. в одном из собственных интервью, данном в преддверии выхода «Призраков пропасти», Кэмерон заявил: «Отныне я все свои фильму буду снимать лишь в 3d». Слово кинорежиссер сдержал, и, через 6 лет, «Аватар» демонстрирует его заявка.

Для киносъемок картины была использована система Fusion 3d, которая была разработана Кэмероном совместно с его другом Винсом Пейсом еще в ходе работы над «Призраками пропасти». Она представляет собою пару доработанных цифровых камер Sony HDCF950 со съемными сенсором изображения и оптикой, позволяющей снимать стереоскопическое изображение. Fusion 3d уже прошла испытания путем эксплуатации не только лишь в документальных кинофильмах Кэмерона, однако и в кинокартинах «Пункт назначения 4″ и «Путешествие к центру Земли», концертах Майли Сайрус и Джонас Бразерс, и в ходе трансляции финальных матчей Национальной баскетбольной лиги США (NBA) в 2007 г..

К моменту начала съемочного процесса «Аватара» непрерывное совершенствование Fusion принесло свои плоды. Так, система обзавелась специальным алгоритмом, облегчающим оператору работу с трехмерным изображением. «Он распознает фокальное расстояние и автоматически подстраивает Fusion, обеспечивая наиболе оптимальную позицию для киносъемки», — заявляет Пейс. Получается, он считает, кинооператор сумеет сконцентрироваться на творческих деталях, а не на технических.

Разработчики Fusion к тому же доработали собственную разработку для того, чтоб облегчить работу с ней оператору-постановщику кинофильма Мауро Фиоре. «Мы не намеревались юзать 6 камер. Вместо этого мы хотели трудиться с 3-мя, которые возможно было бы комбинировать, и получать те же 6 разных типов для достижения поставленной цели, — объясняет Пейс. — Мы подготовили несколько наборов оптики, и опции для конфигурирования с целью обеспечить возможность легкого эксплуатации камеры с Fusion не только лишь в переносном варианте, однако и, скажем, на тележке или кране».

Джеймс Кэмерон в ходе съемочного процесса

II-й ключевой технологией, использованной для киносъемок «Аватара», стала система Simulcam, спроектированная Кэмероном и Легато. Она помещает виртуального персонажа, основанного на данных, полученных в итоге «захвата действий» (performance capture), в реальную сцену, снимаемую в павильоне. Simulcam к тому же позволяет оценить, как будут выглядеть сгенерированные на компьютере фоны, совмещенные с реальными съемками. Это программное обеспечение позволило Кэмерону наблюдать на экране одновременно киноактеров, трехмерных персонажей, реальные декорации и рисованные фоны, этим серьезно облегчая и ускоряя процесс киносъемок.

По заверениям Пейса, I-е впечатления от увиденного результата эксплуатации Simulcam были просто незабываемыми. Произошло это в ходе киносъемок сцены I-ой встречи основных героев картины, бывшего десантника, а сейчас ученого Джека Салли (которого играет Сэм Уоррингтон) и аборигенки Нейтири (Зои Салдана), когда Джек, распластавшись на земле, взглянул на девушку снизу вверх. «Я увидел Нейтири так, как если бы смотрел на туземку глазами Джека, — вспоминает он. — Я увидел колено в кадре, решив, и, что оно — мое, попытался опустить его. Однако колено было не моим, а Джейка. С I-ой же минутки вы становитесь «глазами», частью взаимодействия с окружающей обстановкой. Это ощущение целиком одурачило мну, ведь я искренне хранил веру, что нахожусь в теле героя Сэма».
Превращение киноактеров в синих «кошек».

Уже в ходе написания оригинального сценария Кэмерон представлял себе, как будут выглядеть разумные человекоподобные существа, населяющие Пандору: с кожей синего цвета и хвостом, грациозные, высокие, повадками напоминающие кошек. Десятилетие через Джорджу Шелл сумел воплотить идеи Кэмерона в собственной 38-см скульптуре Нейтири, в которую кинорежиссер влюбился на первый взгляд.
Когда облик основных героев, и персонажей II-го плана был утвержден, за дело взялись дизайнеры WETA Digital. «Мы с самого начала поставили перед собою задачу сделать На’ви как возможно более реалистичными. Для достижения этой цели наши отделы работали, как угорелые, — заявляет руководитель по анимации студии Энди Джонс. — Мы использовали большое количество фотографий и результаты сканирования киноактеров для того, чтоб перенести детали настоящих людей на их цифровых двойников — как в случае с людьми, так и в случае с На’ви. В дополнение к этому, мы потратили немало времени на текстурирование моделей, и создание особенных шейдеров с целью отобразить на кадрах после их рендеринга все возможные нюансы».

Специально для «захвата движений» лиц киноактеров WETA Digital разработала надеваемое на голову приспособление, которое представляло собою шлем с прикрепленной к нему миниатюрной камерой. Направленная на лицо киноактера, она в режиме реального времени «захватывала» все человеческие эмоции благодаря зеленым контрольным маркерам, расположенным на лице. Обработкой данных занималось программное обеспечение, более ранняя версия которого была использована при работе над «Кинг Конгом». Эта софтина автоматически определяла, какие мускулы отвечают за то или другое выражение на лице человека, и рассчитывала степень их растяжения или, наоборот, сжатия. После, в зависимости от того, снимался киноактер роль человека или же На’ви, ПО автоматически подгоняло движенья мускулов под нестандартную анатомию коренных обитателей Пандоры и анимировало трехмерную карту лица персонажа.

Как сняли аватар?
К тому же, студия тоже создала новый cms для симуляции работы мышечной системы. Раньше в WETA использовалась относительно простая софтина, которая в общих чертах просчитывала влияние деформации мускулов на кожный покров. Новый cms для «Аватара» дал возможность спроектировать всерьез более точную модель, состоящую из полноценных скелета и мышечной системы. «Мышцы воздействовали 1 на другую, сохраняли собственный объем и были анатомически правильными, — заявляет супервайзер визуальных эффектов студии Дэн Леммон. — Наша модель наделена несколькими слоями мышечной ткани, сухожилиями, и работает как настоящая мускульная система. Благодаря ей, возможно получить намного более реалистичные деформации на телах цифровых существ, подобные как видимое скольжение мышц под кожей, и динамика плоти в ходе движенья».

Если планета Пандора и ее обитатели были полностью воссозданы на компьютере, то в случае с техникой землян дело обстояло несколько иначе: большая часть была к тому же представлена в цифровом виде, однако часть пришлось изготовить в виде полноразмерных макетов. За изготовление макетов техники землян отвечала команда сейчас покойного Стена Уинстона, работавшая совместно с WETA Workshop. Специально для киносъемок кинофильма был построен полноразмерный вариант роботизированного экзоскелета MK-6 AMP, который использовали в ходе постановочного процесса для киносъемки киноактеров в кабине, и «захвата действия». К тому же, в натуральную величину изготовили и транспортный вертолет «Самсон», пилотируемый Труди Шакон — героиней актрисы Мишель Родригес.

Специально для съемочного процесса была разработана система под названием Volume, представляющая собою прямоугольную каркасную ферму с размерами 21х12 м с размещенными на ней 120 камерами производства корпорации Basler Vision. Эти камеры производили «захват действия» тел всех находившихся на сцене киноактеров одновременно со всех углов и сторон. Полученные данные в режиме реального времени накладывались на трехмерных персонажей, которые действовали на фоне низкополигональных компьютерных пейзажей. После этого, используя Simulcam, возможно было прогуляться с дисплеем по сцене Volume и выбрать наиболее подходящие углы для установки виртуальной камеры, источников освещения и прочего. К тому же, используя портативную камеру и дисплей в качестве своеобразной системы «расширенной реальности» (augmented reality), Кэмерон мог пройтись по павильону и увидеть виртуальную трехмерную сцену на экране. После разрешения возникающих вопросов все данные отправлялись в WETA Digital для дальнейшей работы отснятым материалом.

Процесс создания сцены для «Аватара»: от репетиции до финального результата.
Всего, из 162 мин. продолжительности кинофильма 117 мин. были сделаны полностью с помощью компьютерной графики, и еще 20 мин. представляли собою симбиоз «живых киносъемок» и визуальных эффектов.
Стоила овчинка выделки?
Рекламную кампанию кинофильма трудно назвать заурядной. С наиболее начала работы над картиной Кэмерон и студия 20 Century Fox держали детали «Аватара» в строжайшей секретности. Все, что удалось «наскрести» СМИ и сетевой общественности, — оригинальный сценарий, и парочка эскизных рисунков. Долгое время информацию приходилось собирать фактически по крупицам.
Ситуация начала радикально меняться в 2009 г. с появлением все большего числа кадров из кинофильма, и выходом в свет 20 августа I-го тизер-трейлера киноленты. После этого число фото- и видеоматериалов по теме, постепенно становящихся доступными для широкой публики, старт быстро увеличиваться. В июне на выставке CINEMAEXPO International, проходившей в Амстердаме, Кэмерон лично показал 24 минутки готового видеоматериала из «Аватара» тысяче избранных режиссеров, кинокритиков, бизнесменов и остальных вовлеченных в киноиндустрию людей. Позже, в ряде кинотеатров по всему миру, оборудованных какой-либо технологией для демонстрации 3d-видео, были проведены бесплатные показы этого же материала, на который имели возможность попасть все желающие.
Всего на рекламную кампанию кинофильма было потрачено около 150 млн $. Хотя, производственный бюджет кинофильма — еще выше.

Всего лишь выйдя в широкий прокат, «Аватар» уже начал завоевывать разные награды и награды: за исключением получения ряда «мелких премий» от некоторого количества американских ассоциаций кинокритиков, кинофильм номинирован на премии «Золотой глобус» вручаемой Голливудской ассоциацией иностранной прессы (Hollywood Foreign Press Association, HFPA), в категориях: «Наилучший кинофильм (мелодрама)», «Наилучший кинорежиссер», «Наилучший саундтрек» и «Лучшая песня, написанная для кино». К тому же, кинофильм попал в перечень, из которого впоследствии будут отобраны номинанты на награду «Оскар» в категории «Лучшие спецэффекты». Сам Кэмерон заполучил 17 дек. свою звезду на Аллее славы в Голливуде. То ли еще будет…
С момента премьеры «Аватара» не утихают разговоры о II-й части. С самого начала Кэмерон запланировал снять трилогию, однако иные кинофильмы, по его словам, появятся на свет только в случае кассового успеха I-го, о чем он и представители студии Fox твердят в практически каждом интервью. Сэм Уоррингтон уже подписал договор на киносъемки в продолжениях, так что дело «за малым».

Источники:
— www.ign.com
— www.wikipedia.org
— www.hollywoodreporter.com
— www.wired.com
— www.popularmechanics.com
— www.techradar.com
— www.awn.com
— http://www.boxofficemojo.com

Из этой рубрики: